Некоторые критические статьи, на некоторые книгиГлавная страница

Шаги по Дороге, шаги по обочине... Владислав Гончаров апрель 1999

Мир с Изнанки

Архив книг жанра фентезине поймет только ....

 


      Когда два писателя с известными именами, да еще столь несхожие по стилю и тематике, берутся писать в соавторстве, ясно, что книга заинтересует всех поклонников творчества обоих авторов. Возможно, Лукьяненко и Перумов учитывали и этот факт. А возможно, им просто захотелось похулиганить. Во всяком случае, созданный совместно фантастический мир получился весьма непривычным для традиционной фэнтези. Но как-то смутно знакомым искушенному любителю отечественной фантастики...
      ...Нет, поначалу все - как обычно: наш мир (или - Изнанка), мир Прирожденных, откуда пришли маги и откуда же периодически обрушиваются нашествия, угрожающие гибелью Срединному Миру. Ну и, наконец, Срединный, Истинный Мир - волшебная страна, где когда-то правили могущественные Драконы, а сейчас властвуют изгнавшие их героические кланы Магов. Живут здесь, естественно, люди, а также эльфы и гномы. Имена же и фамилии эти люди (да и маги) носят в основном русские, причем не какие-нибудь кондово-пиругово-древнеславянские, а вполне современные.

      В самом деле, не все же фэнтезийным героям прозываться всякими там Эриками, Артурами и Саймонами - и это там, где про страну Англию никто и слыхом-то не слыхивал. В Срединном Мире про Россию слыхали многие - кое-кто из обитателей ведет оттуда свое происхождение. Вот, к примеру, плывет по каналу баржа, движимая волшебным течением, а на носу ее стоит длинноволосый молодой человек в эльфийском плаще из черной занавески - только деревянного меча не хватает. Тоже наш соотечественник, толкинист Николай, в миру именуемый Эленельдилом. (Один мой знакомый за это имя очень на авторов обиделся...) В нашем-то мире парнишка считал себя эльфом, ходил с тем самым деревянным мечом, а попав с Изнанки в Срединный Мир, обнаружил, что настоящим эльфам он совсем не нужен. Посему этот юноша "дом купил, завел хозяйство и женился на вдове", как поется в песне одного известного московского барда (и тоже фантаста). Надо сказать, Николай устроился удачно - он процветает, обуржуазился, а эльфийский оркестр у него по вечерам в саду на лютнях играет, для услаждения слуха. Что вызывает сдержанное возмущение авторов: дескать, у нас был романтиком, а здесь стал обыкновенным делягой.

      Удивительно, но до настоящего времени всегда и все обвиняли толкинистов и ролевиков как раз в обратном - в эскапизме и неумении жить реальной жизнью. А здесь - видимо, для разнообразия - диаметрально противоположный наезд, так сказать, "критика слева". Может быть, Перумов и Лукьяненко - тоже тайные толкинисты?

      Впрочем, нарисованный авторами мир напоминает скорее не Средиземье, а творение другого писателя, не менее знаменитого. Эльфы здесь совершенно неправильные и больше похожи на цыган, зато гномы - настоящие, колоритные и гномовитые. (Это явно Перумов постарался - любит он гномов. А Лукьяненко - не любит эльфов...) Главное достижение и гордость гномийской технологии - Путь. Выражаясь современным русским языком (который здесь Всеобщий) - стратегическая железная дорога, тянущаяся от Серых Пределов до самого Моря. Обыкновенная железная дорога - с дымящими паровозами, скрипучими и битком набитыми вагонами, чистенькими станциями, с отдельными "депутатскими" залами - для Магов. И названия станций вполне среднерусские: Луга, Рянск, Хорск. Вот только станции Мост не хватает...
      И вот в этот-то чистый, благополучный и во многом очень даже симпатичный мир попадает наш современник, москвич Виктор, доселе ни магией, ни фэнтези не увлекавшийся и в ролевые игры не игравший. Попадает, ведомый тринадцатилетней волшебницей Тэль, - непонятно как и с совершенно непонятными целями. Есть, однако, в этом мире и те, кто знает - или полагает, что знает, - почему и зачем объявился чужак. За голову Виктора начинается серьезная драка между двумя могущественнейшими кланами магов, а ему самому остается только уворачиваться и недоуменно крутить этой самой головой - поскольку клан Воды, поначалу собиравшийся уничтожить пришельца, неожиданно встает на его защиту от другого клана, клана Воздуха.

      ...Все здесь имеет очень простое объяснение - Власть. Известно, что всякий Волшебный Мир периодически необходимо спасать от какой-нибудь жуткой опасности. Прошлый раз Срединный Мир маги спасали от Драконов, позапрошлый раз - Драконы от нашествия Прирожденных. Словом, мораль проста - кто спасет мир в этот раз, тот и будет править им следующий цикл... то есть, до следующего спасителя.

      Нынче мнения о том, от кого надо спасать мир, разделились. Да и кандидатов в спасители не один, а два. Глава магов клана Воздуха, благородный Ритор, считает, что от нового нашествия Прирожденных Срединный Мир может спасти только возрождающийся Дракон. А глава клана Воды, мерзавец Торн Нагаев, считает, что хрен редьки не слаще и необходимо срочно помочь явившемуся в этот мир Убийце Дракона пройти все ступени инициации и обрести полную силу. А с нашествием Прирожденных магические Кланы и сами как-нибудь справятся - под его, Торна, чутким руководством...

      Нетрудно догадаться, что скромный московский врач Виктор, волею судьбы оказавшийся в Срединном Мире, и есть тот самый Убийца. Он же является и еще кое-кем, но до поры до времени об этом не знает никто, кроме ведущей Виктора юной волшебницы Неведомого клана Тэль. Но Тэль молчит, ибо каждый должен сам выбрать свою Дорогу, а чтобы стать тем, кем ему предназначено стать, Виктор должен выиграть четыре битвы - посвящения четырьмя Стихиями: Водой, Воздухом, Землей и Огнем. А заодно - сохранить свою личность и свою голову, ибо благородный и отважный Ритор, ведомый крылатой мыслью о том, что судьба целого мира безусловно дороже жизни отдельно взятого, пусть даже и абсолютно невиновного человека, ради спасения этого мира готов на все.
      И вскоре речь пошла о десятках и сотнях отнятых жизней - в погоне за Виктором оперативники-супермены Воздуха с именами эмберских принцев (в переводе Яна Юа) оставляют за собой целые горы трупов. Ну и что, ведь на кону - судьба целого мира, да и всю моральную ответственность за случайные жертвы можно целиком переложить на Убийцу. Подставил бы он сам голову под топор - и не было бы никаких жертв. Странно, логика эта подозрительно напоминает что-то из сегодняшней политики... От родственников же несчастных крестьян-пассажиров, случайно убитых суперменами-оперативниками, всегда можно откупиться гуманитарной помощью в виде полновесного золота.

      Но все маги ошибаются. Ошибается Торн, ошибается и Ритор. Виктору суждено стать не только Убийцей - ему предстоит стать Убийцей и Драконом в одном лице. Стать Владыкой-Драконом - и при этом, пройдя через весь мир и через себя, остаться Человеком. В то, что такое возможно, так и не сумел поверить Ритор. Впрочем, известно, что неверие в силу другого говорит лишь о собственной слабости. Правда, и сам я почему-то не верю в столь быстрое раскаяние Ритора, осознавшего глубину и кровавый результат своих заблуждений. Помнится, доктор Геббельс, коротая последние часы жизни в содрогающемся от разрывов бункере, брызжа слюной на бумагу, тщился в своем дневнике объяснить потомкам, что был он во всем прав и желал лишь хорошего, а к неисчислимым бедам и морям пролитой крови привели лишь коварные происки недругов, которые во всем и виноваты...

      Однако особенности психологии героев - дело авторское. А вот созданный ими же мир они все-таки спасли. Мир, несмотря ни на что, красивый и действительно живой. Его и в самом деле стоило спасать.

 

сайт начал создаваться 10 декабря 2000 г. webmaster - Wizzle

 

Сайт управляется системой uCoz